Радиосвязь на съёмочной площадке
Когда команда фильма вынуждена покидать павильоны, чтобы отснять сцены на природе, вдали от крупных населённых пунктов, мобильные телефоны оказываются бесполезны, уступая место традиционным симплексным радиостанциям.
Радиосвязь на съёмочной площадке
Слыша словосочетание "съёмочная площадка", каждый обычно представляет себе осветительные приборы, камеру, микрофоны в чехлах и нумератор сцен (или просто - "хлопушку"). Использование в процессе создания фильма раций вроде бы само собой разумеется, тем не менее, не очевидно для обывателя, не знакомого с тонкостями современного киноремесла. В тоже время, необходимость этого инструмента коммуникации отрицать бессмысленно. Особенно остро недостаток в качественной мгновенной связи ощущается на удалении от городов при полном отсутствии привычных всем сотовых сетей и интернета.
Радиосвязь на съёмочной площадке определённо обладает своей особой спецификой, т. к. радиоприборы должны быть электромагнитно совместимы с прочим обеспечением на площадке. В первую очередь этот факт находит выражение в разумном ограничении мощности передатчика значением в 2 Вт. Во-первых, все аудио-, видеозаписывающие приборы, задействованные в кинопроизводстве, крайне чувствительны, и, будучи вспомогательной оснасткой, радиостанции не должны оказывать влияния на качество изображения и звука. Во-вторых, динамик рации может стать источником лишних щелчков, шипения и запрограммированных сигналов, которые во время дублей неуместны. Всё это не только влияет на аудиовизуальные качества киноленты, но и отвлекает наиболее ответственных лиц, вовлечённых в киносъёмки: актёров, оператора, режиссёра или заместителя продюсера, время которых стоит куда дороже аренды оборудования.
Не удивительно, что гарнитура с заушиной стала стандартным аксессуаром любой рации на площадке, исключающим появление лишних шумов в и без того оживлённой обстановке. Некоторые члены съёмочной группы также вынуждены выполнять свои должностные обязанности в условиях сильного шума, это, например, каскадёры, операторы дымовых аппаратов и фокус-пуллеры. Качество самого звука казалось бы не должно быть столь критично, но тут играет свою роль профессиональный этикет, который требует (особенно от новичков) умения отличать одного сотрудника от другого на слух, что невозможно если голос искажён до неузнаваемости. Технически, чистое звучание достигается за счёт шумоподавления, хорошей чувствительности микрофона рации и высокого качества сигнала.
Влияние места
Выбор частотного диапазона рации для киносъёмок зависит от местности, которая должна быть запечатлена на киноплёнке. Волны UHF-диапазона хорошо распространяются в городах с массой бетонных препятствий, оконных и дверных проёмов. Но, как показывает практика, о конвенциональной радиосвязи вспоминают именно за пределами мегаполисов, на открытых пространствах с минимумом препятствий, где все преимущества оказываются на стороне VHF. Задумка режиссёра нередко требует присутствия в хронометраже планов, заснятых с большой высоты, или, напротив, в толще воды. В первом случае потребуются радиостанции авиационного диапазона, во втором - морского или речного. В случаях, когда встает вопрос: "Как увеличить дальность связи портативных раций?", ответ, как правило один: "требуется установка дополнительно ретранслятора радиосигнала", без этого существенное увеличение радиуса охвата не представляется возможным.
В удалённых областях вполне пригодны для использования безлицензионные частоты гражданского диапазона. А если действие сцены будущего фильма будет разворачиваться на сравнительно малом периметре, вероятность захватить переговоры местных жителей или туристов и вовсе окажется незначительной. Вопросы использования частотного ресурса являются предметом нормативного регулирования, которое, более того, незначительно, но всё же различается в зависимости от страны, чьи достопримечательности окажутся в кадре. Получение разрешения на использование определённой полосы частот не делает её недоступной для любого желающего, так что полезно будет назначить на каналах тоновые коды, желательно с разделением на рабочие группы, чтобы работники не вмешивались в переговоры своих коллег.
Особенности эксплуатации
Говоря о характеристиках практичности, стоит упомянуть, что радиостанции для съёмки должны быть не только компактными, но и содержать на корпусе минимум кнопок и переключателей. Специалисты, знакомые с внутренней кухней кинематографа не понаслышке, рекомендуют заклеивать даже имеющиеся ручки переключения частот, чтобы однажды настроенная рация работала безотказно на протяжении всего длительного процесса съёмок.
Однако едва ли существуют действенные способы уберечь рации от риска быть потерянными в хаосе, царящем на кинопроизводстве, который является нормой. Единственный путь - тщательно отслеживать перекрещение каждой отдельной единицы техники в течении дня. Подобного рода активности входят в обязанности ассистента, помощника режиссёра, помощника продюсера - названий у этой должности много, но смысл у них всех примерно одинаковый.
Типичные меры учёта радиостанций для съёмок:
- маркировка раций этикетками в данными для идентификации;
- ведение таблицы учёта радиооборудования, включая аксессуары и расходные материалы;
- организация раздельного, упорядоченного и централизованного хранения всей техники;
- проверка и своевременная замена или подзарядка аккумуляторных батарей.
Аренда раций для съёмок
Обычной практикой является приобретение или аренда дополнительных раций (на 15 % больше необходимого количества), для того, чтобы потеря сравнительно недорогой рации не стала причиной остановки дорогостоящего процесса съёмок.
Бюджеты в киноиндустрии всегда ограничены, а их недальновидное расходование часто приводит к разрушению целостности произведения, последующему спешному монтажу отснятого материала и, как следствие, разрушению художественного замысла автора. Поэтому так важно со стороны руководства по возможности избегать любых финансовых рисков и разумно подходить к затратам на материально-техническое обеспечение.
Организовать качественную бесперебойную радиосвязь на съёмочной площадке в состоянии только инженеры, компетентные в данной области. Приобретать радиостанции, или арендовать их следует с полной уверенностью в том, что поставщик радиооборудования помимо непосредственного продукта в состоянии предоставить своим клиентам полный спектр услуг технической поддержки, таких как консультация, программирование раций под пользовательские каналы и ремонт радиооборудования.
- Комментарии
- Вконтакте