Радиосвязь на российских железных дорогах
Прибытие поездов строго по расписанию, безопасность пассажиров в пути и на ЖД-станциях, сохранность перевозимых грузов — все это результат слаженной работы машинистов, диспетчеров, обслуживающего персонала. Такая согласованная работа невозможна без стабильной радиосвязи на всем протяжении маршрута, и на железнодорожных станциях, и на перегонах между ними. Использование радиосвязи на ЖД-транспорте регламентируется ГОСТами и инструкциями, в них определяются типы железнодорожной радиосвязи, состав оборудования, частоты и другие ключевые параметры.
Системы железнодорожной радиосвязи могут отличаться по типу сигнала (цифровая или аналоговая), частотам, составу оборудования. Это зависит от того, на каких участках используется связь. Например, на участках скоростного движения поездов предписано организовывать цифровые радиосети стандартов TETRA или GSM-R. Для локальных участков проектируются аналоговые сети связи. Кратко опишем основные типы и требования к ним согласно нормативным документам.
Станционная радиосвязь
Осуществляется на частотах 151,700-154 МГц и 155-156 МГц в симплексном режиме. Станционная радиосвязь подразделяется на маневровую и горочную. Маневровой пользуются маневровые и станционные диспетчеры, старший помощник начальника станции, дежурные по приему, формированию и отправлению составов для связи с машинистами, а также машинисты для связи с составителями поездов. Горочная связь необходима для постоянного контакта между сотрудниками, работающими на горке (дежурный, составители, регулировщики скорости). Кроме того, создаются отдельные радиосети для пунктов техобслуживания, пунктов коммерческого осмотра поездов, для службы охраны, для электромехаников и прочих специалистов по работе с электросетями.
Поездная радиосвязь
Организуется согласно ГОСТ Р 54959-2012 "Поездная электросвязь". Служит для переговоров машиниста с его помощником, с механиком, диспетчером, с дежурными на станциях, с машинистами других поездов, в первую очередь идущих впереди или позади по тому же маршруту, с дежурными на переездах и в депо. Для этого определены частоты 2,13 и 2,15 МГц, 160 МГц, 900 МГц (стандарт GSM-R), 460 МГц (стандарт TETRA). Поездная радиосвязь осуществляется в симплексном или дуплексном режиме и может быть двух типов:
- Линейная. В ней используются базовые радиостанции, установленные вдоль диспетчерского участка, которые соединяются с распорядительной (диспетчерской) радиостанцией. В цифровой линейной связи используются стационарные, носимые и возимые рации стандартов GSM-R и Tetra. В аналоговой линейной связи применяются радиостанции диапазона 160 МГц, 2,13, 2,15 МГц.
- Зонная. Используется в пределах железнодорожной станции или перегона. Используемое оборудование — стационарные устройства диапазонов ГМВ и МВ, а также возимые рации на поездах и носимые у отдельных абонентов. Соединять базовые станции с распорядительной в такой системе не требуется.
Ремонтно-оперативная радиосвязь (РОРС)
Использование этого вида радиосвязи регламентируется распоряжением ОАО РЖД N 1564р. РОРС обеспечивает постоянный контакт между руководителями ремонтных работ, механиками, машинистами и диспетчерами. РОРС может быть трех типов:
- Аналоговая в МВ-диапазоне. Предназначена для рабочих, занимающихся плановым и аварийным ремонтом путей, обслуживанием линий связи и электросетей, для уборщиков снега. Дежурные сотрудники используют стационарные рации, соединенные кабельным каналом. Подвижные абоненты обеспечиваются носимыми или возимыми радиостанциями.
- Цифровая TETRA и GSM-R. Используется для тех же целей, что и аналоговые станции МВ-диапазона. Может также применяться как аварийная связь в экстренной ситуации. Строится на основе базовых, а также носимых и возимых терминалов с поддержкой стандартов TETRA и GSM-R.
- Цифровая GSM. Организована как корпоративная сеть связи ОАО РЖД с закрытым доступом. По условиям применения не отличается от аналоговой МВ и цифровой TETRA. Используются следующие типы терминалов GSM: стационарные, возимые, носимые (сотовые телефоны).
Технологии связи для ЖД постоянно совершенствуются. Еще не так давно основным оборудованием были только аналоговые радиостанции, такие как РВ и РВС российского производства. Сегодня железнодорожники широко используют цифровые устройства последнего поколения. Самыми востребованными являются стационарные и портативные рации для РЖД Motorola и Hytera. Популярная цифро-аналоговая радиостанция для служб РЖД — Motorola DP2400 с диапазоном частот 136-174 МГц, мощностью 5 Вт. Типы радиосвязи, для которых подходит рация РЖД Motorola DP2400: станционная, поездная линейная аналогового типа, ремонтно-оперативная аналоговая. Для цифровых сетей TETRA можно рекомендовать портативные радиостанции Hytera PDC760 с частотами 350-470 МГц и с максимальной мощностью 4 Вт.
Отдельно следует сказать про антенны для ЖД-транспорта. Антенна крепится на крыше и заземляется на корпус локомотива. Мы рекомендуем надежные и недорогие железнодорожные антенны Радиал. Модели LA-433, LA-UHF, LA-CDMA, LA-446 - это низкопрофильные антенны в корпусе из ABS-пластика. Они работают в диапазоне UHF и их можно использовать в цифровых сетях радиосвязи стандарта TETRA. Излучатели Радиал LA-156, PA-450 - четвертьволновые петлевые вибраторы. Локомотивная антенна Радиал LA-156 работает в диапазоне 144-163 МГц и подходит для систем станционной и поездной линейной радиосвязи. Антенна PA-450 имеет диапазон 450-470 МГц и совместима с устройствами TETRA.
При установке радиооборудования в поезде учитывают, что напряжение бортовой сети превышает допустимое для радиостанции. Подключение осуществляют через преобразователь напряжения (блок питания). Советуем обратить внимание на блоки питания Vega, Optim, Astron, ЦИМУС.
- Комментарии
- Вконтакте